Оглавление
1. Введение
2. Местоположение Храма
3. Архитектурный проект Храма
4. Работа храмового комплекса
5. Теология Третьего Храма
6. Толкование пророчества Иезекииля
7. Толкование Откровения Иоанна
8. Числовые пророчества Библии
9. Малоизвестные факты Библии
10. Заключение
11. Вопросы
Скачать книжку в виде файла PDF (12,6 MB)
3. Архитектурный проект Храма
3.1 3D модель храмового комплекса
Модель разрабатывалась «с нуля», использовался только текст пророчества Иезекииля, разработки других авторов нами не учитывались, и мы изначально вообще не имели к ним доступа.
3D модель Храма выполнена в программе SketchUp и файлы этой модели опубликованы. Модель выполнена в соответствии с размерами, заданными в пророчестве Иезекииля и имеет статус общественного достояния.
Модель рельефа местности выполнена по данным топографической карты, поэтому может иметь существенные отклонения от реального рельефа этого места.
Для просмотра 3D модели Храма может использоваться бесплатная программа SketchUp Viewer.
3.2 Общая схема храмового комплекса
Храмовый комплекс имеет трое внешних ворот, из которых восточные ворота служат для входа только в самом начале, когда в них входят избранные от четырёх ветров в течение 10 дней освящения жертвенника. В дальнейшем восточные ворота являются местом трапезы для Президента Израиля. На пространстве внешнего двора, на помосте вдоль внешней стены, расположены трапезные залы, два здания раздевалок для левитов, и четыре кухонных дворика в углах храмового комплекса.
На внутреннем дворе храмового имеется трое ворот, служебные здания для священников и Дом Святилища с жертвенником, расположенным перед ним.
На внешнем и на внутреннем дворе имеются галереи. Около восточных ворот имеются три водоёма, миквы, для совершающих тшуву (возвращение к Богу).
Общий план храмового комплекса представляет собой квадрат, размер которого определяется цепочкой размеров от внешней стены до центра площади размером 100 на 100 локтей, расположенной перед Домом Святилища. Поскольку в цепочках размеров, идущих по осям северных, восточных и южных ворот имеется пробел (не указана длина зданий для ко'аним), мы вынуждены строить цепочку размеров от западной стены.
Там тоже имеется некоторое малопонятное место, связанное с интерпретацией размеров к западу от Дома. Если мы принимаем, что упоминание в тексте пространства 20 локтей (Иезекииль 42:3) является определением этого объекта, а центральная площади перед Домом расположена в центре квадрата храмового комплекса, то вся цепочка размеров от западной стены до центра площади перед Домом становится полной, что позволяет нам не только определить размеры квадрата храмового комплекса, но и получить неизвестную из пророчества длину L зданий для ко'аним.
Находим длину от западной стены до центра:
20 + 100 + 90 + 100/2 = 260 локтей
Неполная цепочка размеров от северной стены становится полной:
50 + 100 + 10 + L + 10 + 100/2 = 260 локтей
L = 40 локтей
Размер всего квадрата внутренней части храмового комплекса оказывается равным 520 локтям, если учитывать толщину стены, то 532 локтям.
Вокруг храмового комплекса расположена стена, из который наружу выдаются внешние ворота с трёх сторон, с севера, востока и юга. За внешними воротами расположены залы ворот с кабинками охраны. По внутреннему периметру стены имеется тротуар, «помост», высотой в полступени. Ширина этого помоста равна длине зала ворот, 50 локтям. На помосте расположены 24 трапезных зала для израильтян, 4 трапезных зала для левитов, и 2 здания с раздевалками для левитов, служащих в Храме.
Далее за залом ворот расположена площадь внешнего двора шириной 100 локтей, с трёх сторон внутреннего двора. По внешней стороне площади расположены галереи.
На внутренний двор Храма ведут три зала ворот, с кабинками, аналогичными устройству залов внешних ворот, но с некоторым отличием: у ближайших к внешнему двору кабинок на западной стороне залов северных и южных ворот имеются двери, ведущие на 10ти локтевый проход перед домами для ко'аним.
Этот проход укрыт галереями начиная от линии фасада Дома в сторону запада. Здания для ко'аним имеют такие проходы с галереями с обоих сторон, со стороны внешнего двора, и со стороны Дома Святилища.
Жертвенник расположен не в самом центре площади перед Храмом, а сдвинут к Храму на 10 локтей от центра, в соответствии с пророчеством:
И намерил он во дворе сто локтей длины и сто локтей ширины: [он] был четыреугольный; а перед храмом стоял жертвенник. (Иезекииль 40:47)
Это смещение жертвенника к Храму необходимо также, чтобы обеспечить приемлемый угол наклона пандусов, 1:5.
Сам Храм состоит из двух зданий, расположенных на отдельных фундаментах, но внешне он представляется как одно здание.
Высота Скинии — 66 локтей (31,68 м). Высота внешней части Дома вместе с куполом — 77 локтей (36,96 м). Купол держится на 4 «галгал», которые представляют собой совмещённые 2 колеса в виде лент Мёбиуса, сориентированные перпендикулярно друг другу. Та часть колеса, которая ребром к земле, соприкасается плоскостью к куполу, и та, которая плоскостью к земле, оказывается перпендикулярна небу.
Внешняя часть Дома Святилища имеет 33 кладовых, по 11 на этаж. Внутренняя часть состоит из притвора и Скинии. Сама же Скиния является одним помещением, длиной 40 локтей и шириной 20 локтей, где пространство Бога не отгорожено завесой, а только отмечено цветными квадратами паркета. Перед входом в Скинию расположен маленький зал, притвор Скинии.
Во внутреннем зале Скинии по стенам и на дверях сделаны барельефы 144 херувимов и 144 пальм. 144 херувима и 129 пальм сделаны на внешней поверхности Дома Святилища, где расположены кладовые. 24 херувима и 10 пальм в притворе Скинии, ещё 28 пальм на задних притворах у Дома. Всего 312 херувимов и 311 пальм, в сумме 623, то есть 613 + 10, по числу заповедей.
Место престола Бога отмечено на куполе золотой звездой Давида, у которой треугольник вершиной вверх символизирует дух, душу и тело человека или народа, а треугольник вершиной вниз символизирует Бога: Отца, Слово и Святой Дух. Соединение Бога и человека есть Мессия. Две синих полосы символизируют воды выше небес и воды ниже небес, полосы содержат в себе солнечные электрические элементы, и цвет этих полос соответствует цвету полос на флаге Израиля.
3.3 Определение мер длины и объёма
Из двух предлагаемых вариантов длины локтя, 48 см по Рабби Ноаху и 57,6 см по Хазон Иш, годится размер локтя 48 см. Это подтверждается измерениями священного удела в пророчестве Иезекииля при определении местоположения Храма: любой другой размер локтя не выводит нас к искомой горе и руинам жертвенника Иегова-ире.
1 локоть (אַמָּה) = 6 ладоней = 48 см
1 трость (קָנֶה) = 6 локтей = 2 м 88 см
1 пядень (זֶרֶת) = 2 ладони = 16 см
1 ладонь (טֶפַח) = 4 пальца = 8 см
1 палец (אֶצְבַּע) = 2 см
Не упомянутые в пророчестве Иезекииля архитектурные элементы храмового комплекса должны иметь предпочтительные размеры, кратные этим мерам. Исключением является высота ступенек лестниц в храмовом комплексе, каждая из которых равна 144 мм.
Мера объёма 1 яйцо (בֵּיצָה) должна соответствовать объёму реального куриного яйца, а не гипотетического. Поскольку объём 1 куриного яйца равен приблизительно 50 см3, с учётом размера пальца 2 см, логично использовать объём 1 яйца равный 6 кубическим пальцам, или 48 см3. Тогда остальные меры объёма, заданные в Торе, должны выводиться исходя из объёма 1 яйца, равного 48 см3.
3.4 Высота ступеней лестниц
Один из вариантов масоретского текста предлагает нам прочтение для Иезекииль 40:49 אֲשֶׁר, то есть «который», как עֶשֶׂר, «десять». Это даёт нам знать количество ступеней на главной лестнице Храма. «Длина притвора — в двадцать локтей, а ширина — в одиннадцать локтей, и всходят в него по десяти ступеням...» Учитывая, что уровень пола Скинии должен быть кратен величине локтя, получаем, что при уровне в 4 локтя высота ступени лестницы будет 192 мм, что слишком много, при уровне в 2 локтя высота ступени будет 96 мм, что слишком мало. Остаётся единственный годный вариант, когда уровень пола Скинии равен 3 локтям, то есть, половине трости. Это даёт нам величину высоты ступени лестницы, равную 144 мм.
Отсюда следует, что все ступени стационарных лестниц в храмовом комплексе и на площади вокруг священного поместья должны иметь высоту 144 мм.
Дополнительно это доказывает невозможность использования лестниц вместо традиционных пандусов около жертвенника: уровень рабочей площадки 8 локтей недостижим для целого числа ступеней высотой по 144 мм.
3.5 Лестницы в храмовом комплексе
Главная лестница перед притвором Скинии имеет 10 ступеней по схеме 9 + 1. Такое разделение ступеней промежуточной площадкой имеет важное символическое значение. В Нагорной проповеди Иисуса Христа перечислены 9 заповедей блаженства, и завершающим блаженством для них является 10я заповедь блаженства, данная в ТаНаХе:
Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней. (Даниил 12:12)
После исполнения праведными ко'аним, «сынами Садока», 9 заповедей Нагорной проповеди, для вхождения в Скинию необходимо выждать ещё 1335 дней, что символично отражено в длине площадки 1335 мм, перед последней ступенью.
Девять заповедей Нагорной проповеди говорят «блаженны» во множественном числе, ко многим и о многих восходящих к Богу. Десятая заповедь из книги пророка Даниила говорит «блажен» в единственном числе, как к достигшему единства с Богом.
Сама же входная лестница Дома Бога сделана в виде моста, пересекающего поток воды, текущий из-под порога Храма с правой (северной) стороны. Далее поток течёт с южной стороны жертвенника, что и вынуждает нас сделать перед Святилищем лестницу в виде моста, чтобы ко'аним не входили в Скинию с мокрыми ногами.
После 10й ступени, перед дверями, лежит деревянный брус, как положенная на землю перекладина шлагбаума. Это должно напоминать ко'эну, к Кому он сейчас войдёт в Дом.
и сделаны на них, на дверях храма, херувимы и пальмы такие же, какие сделаны по стенам; а перед притвором снаружи был деревянный брус. (Иезекииль 41:25)
В Синодальном переводе вместо «брус» ошибочно переведено как «помост».
Расположенные перед внешними воротами храмового комплекса лестницы имеют по 7 ступеней. Они выводят нас на уровень пола в залах ворот внешнего двора. Этот уровень выше, чем уровень помоста (тротуара), на котором расположены трапезные залы, а уровень помоста выше, чем уровень площади внутреннего двора. Поскольку там не указывается число ступеней, то уровень возвышения пола зала ворот внешнего двора по отношению к помосту принимается равным ½ ступени, и уровень помоста по отношению к внешнему двору принимается так же равным ½ ступени.
Перед воротами внутреннего расположены лестницы, имеющие по 8 ступеней.
Таким образом, общий счёт ступеней при переходе от внешнего пространства вокруг храмового комплекса к уровню пола Скинии таков:
7 - (½ + ½) + 8 + 10 = 24 ступени
Уровень внешнего двора равен 6 ступеням, уровень внутреннего двора равен 14 ступеням.
Высота между этажами внешнего здания Дома Святилища составляет 2 трости, то есть 12 локтей. Поэтому для перехода между этажами используются лестницы, имеющие по 40 ступеней, по схеме 13 + 13 + 13 + 1. Последняя ступень располагается за углом.
Высота между этажами в зданиях для ко'аним составляет 7,5 локтя, лестницы там имеют по 25 ступеней, по схемам 3 + 11 + 11, либо 11 + 11 + 3, либо 3 + 7 + 5 + 7 + 3.
Кроме этого, есть служебные лестницы во внешних воротах, для выхода на балкон (рисунок справа). Пространство для них ограничено размерами из пророчества, число их ступеней получилось по схеме 5 + 3 + 9 + 3 + 5 + 5 + 3 + 9 + 3 + 5 + 5 + 3 + 9 + 3. У всех этих лестниц высота ступеней одинаковая, 144 мм.
3.6 Требования святости
Если два или несколько зданий соприкасаются, или имеют общие элементы, то степень святости всех этих зданий равна степени святости того здания, которое имеет наименьшую степень святости. По этой причине проектировщики храмового комплекса не должны использовать для отдельно стоящих зданий общую электропроводку или водопровод. При устройстве канализации возможны некоторые технические ухищрения, когда трубы друг друга непосредственно не касаются.
По причине таких требований, в храмовом комплексе должны использоваться солнечные электрические элементы и аккумуляторные батареи, обеспечивающие автономность электроснабжения зданий10.
Можно выделить 10 групп зданий и сооружений храмового комплекса с различными степенями святости.
Хотя здания для ко'аним имеют одинаковую степень святости, их тоже не следует соединять общими элементами друг с другом, чтобы при чрезвычайной ситуации в одном здании святость остальных зданий не нарушалась.
В пророчестве Иезекииля дважды указывается на необходимость промежутка между зданиями различной степени святости:
Боковых комнат было тридцать три, комната подле комнаты; они вдаются в стену, которая у храма для комнат кругом, так что они в связи с нею, но стены самого храма не касаются. (Иезекииль 41:6)
Верхние комнаты ýже, потому что галереи отнимают у них несколько против нижних и средних [комнат] этого здания. (Иезекииль 42:5)
В первом случае указано, что Скиния и внешняя часть Дома Святилища по сути являются различными зданиями, стоящими на отдельных фундаментах и не соприкасающиеся. Во втором случае говорится, что верхняя часть галерей не должна простираться до стен зданий для ко'аним, но она нависает над первыми двумя этажами, а третий этаж сделан ýже, чтобы обеспечить зазор между галереей, выходящей своей частью на внешний двор, и зданием для ко'аним, целиком находящемся на внутреннем дворе.
И в третий раз пророчество Иезекииля намекает о необходимости промежутка между зданиями различной степени святости, когда Господь упрекает иудеев, что между Ним и людьми была только одна стена:
Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей, так что одна стена [была] между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моем. (Иезекииль 43:8)
3.7 Стена храмового комплекса
Высота и ширина этой стены указана в пророчестве Иезекииля и составляет 1 трость. Высота стены измеряется от внешней части пространства вокруг храмового комплекса. Поскольку уровень помоста с внутренней части стены равен 6,5 ступеням, то есть, 0,936 м, высота стены с внутренней стороны составляет 1,944 м, что вполне достаточно, чтобы посетители были скрыты от находящихся снаружи рядом со стеной, и сами не могли видеть находящихся рядом снаружи.
Толщина этой стены 2 м 88 см позволяет при необходимости использовать её внутренность для специальных помещений. Там располагаются коридоры, в которых грузовые платформы перемещают приготовленные на кухнях кебабы в трапезные залы. В западной стене со стороны внутреннего двора находится лестница в подземелье с кровяной канализацией от площади рядом с жертвенником к оврагу у западной стены. Возможны и другие случаи использования толщи стены для каких-либо технических помещений, не требующих оконных проёмов.
3.8 Ворота
Боковые кабинки охраны в залах ворот внешнего двора, согласно Иезекиилю, имеют отдельные крыши. Это должно обеспечить сохранение ритуальной чистоты охраны в случае инцидента с внезапной смертью человека в зале ворот. По этой же причине, крыша внешней части ворот, не соприкасается с крышей над залом с кабинками охраны, и немного нависает над притворами, используемым для выхода посетителей. Это сделано для того, чтобы выходящие из храмового комплексе не оказались ритуально нечистыми в случае инцидента в зале ворот.
Ворота на внутренний двор, согласно Иезекиилю, имеют строение, аналогичное устройству ворот на внешнем дворе. Кабинки, используемые для охраны во внешних воротах, в воротах на внутреннем дворе используются иначе: одна кабинка у дверей используется для омывания ног жертвоприношения всесожжения, и она имеет дополнительно дверь, выходящую на 10-локтевый проход вдоль внешней стороны внутреннего двора, напротив зданий для ко'аним. Другие кабинки используются для разделки туш жертвоприношений.